При строительных работах и монтаже конструкций мастера используют такой крепеж как гайка. Наличие внутренней резьбы позволяет надежно фиксировать болты и винты, а многогранная форма гарантирует легкость закручивания гаечным ключом. Гайки отличаются по конструкции и материалу, который применяют для их производства. Это обеспечивает легкость выбора под заданные условия эксплуатации.
Виды
На каждой гайке присутствует маркировка, в которой указаны размер (расстояние между двумя параллельными гранями), вес и класс прочности. Масса крепежей зависит от их габаритов, материала и типа защитного покрытия. Модели с высоким классом прочности отличаются большим весом. Все характеристики должны соответствовать значениями, указанным в ГОСТе.
Материал
Долгим периодом службы, высокой прочностью, стойкостью к огню и коррозии характеризуются гайки из нержавеющей стали. Несмотря на твердость и плотность, они хорошо поддаются обработке и резке, а возможность сварки позволяет получать надежные узлы.
Латунные гайки славятся стойкостью к агрессивным химическим соединениям и коррозии, но уступают про прочности стальным гайкам. Присутствие цинка в составе сплава обеспечивает эстетичность, поэтому латунные экземпляры выбирают при производстве предметов декора для интерьера, мебели.
Крепежи из меди также характеризуются меньшей прочностью и твердостью, но более устойчивы к коррозии. Материал славится пластичностью, поэтому из него обычно изготавливают декоративные крепежи. Схожими свойствами обладают пластиковые гайки. Они рассчитаны на применение в конструкциях, которые не работают в условиях высоких нагрузок.
Особенности конструкции
Производство гаек включает несколько этапов. Заготовке придают с помощью пресса нужную форму, отмечают место будущего отверстия, создают под него перемычку и делают геометрически ровным. После этого формируют резьбу на специализированном станке. На последнем этапе крепеж тестируют, чтобы выявить дефекты и уровень допустимых нагрузок.
По форме и особенностям конструкции выделяют следующие виды гаек:
-
Квадратные. Характеризуются нестандартной формой головки и большей поверхностью соприкосновения с закрепляемой деталью, что обеспечивает прочное и надежное соединение. Рекомендованы при необходимости фиксации в квадратных пазах.
-
Конусные. Изготавливаются из стали и отличаются резьбой в виде спирали. Такие гайки обычно используют в машиностроении. Защитное покрытие обеспечивает стойкость к влаге и агрессивной среде.
-
Круглые. Предназначены для крепления подвижных элементов – ролики, колеса.
-
Шестигранные. Широкое применение крепежа обусловлено наличием фаски, которая обеспечивает легкость его монтажа. Материалом изготовления чаще выступает сталь, но можно встретить и пластиковые модели.
-
Корончатые. От шестигранных отличаются наличием вертикальных пазов на одной стороне, которые повышают уровень сцепления с деталью. Для их монтажа используют шплинт. Его фиксируют в пазе, а потом устанавливают крепежи. Соединения с такими гайками характеризуются повышенной надежностью, так как они предотвращают произвольное раскручивание. Рекомендованы к использованию при сборке конструкций, работающих в условиях повышенной вибрации.
-
Колпачковые. Металлические гайки шестигранной формы характеризуются сферическим колпачком на верхнем конце, что обеспечивает защиту резьбы от повреждений и загрязнений. Такие крепежи исключают травмирование при неаккуратном соприкосновении с ними. Выпускают их из разных материалов, используют в основном при производстве мебели.
-
Барашковые. Конструкция включает боковые выступы в форме закругленных или квадратных лопастей, которые позволяют выполнять монтаж/демонтаж крепежа без инструмента. Для производства используют сталь или латунь. Применяют в машино- и судостроении.
-
Шлицевые. Представляют собой металлическое кольцо, на наружной части которых присутствуют пазы. Шлицы получают путем фрезеровки. Их количество (4, 6, 8) зависит от диаметра гайки. Применяют в основном при креплении на валу подшипников, муфт и других вращающихся деталей.
-
Фланцевые. Шестигранные гайки с дополнительным элементом в нижней части, что препятствует самопроизвольному откручиванию и гарантирует стабильность крепления.